суббота, 30 мая 2015 г.

Черный Порох!

Впервые в наших краях Черный Порох в 15мм! Давно говорили, что "хорошо бы", и вот наконец собрались. Спасибо нашему главному пороховеду - Денису Примусу.

Итак... суббота, Портал.
Денис играл давно, а я не играл совсем, поэтому ограничились небольшими силами.
Австрийцы: 4 больших батальона, 2 батальона шарпшутеров, 3 конных полка, 2 пушки.
Французы: 8 батальонов, 4 конных полка и 2 пушки.
Каждый юнит представлен двумя базами. 
Французы Примуса атакуют, я австрийцами защищаюсь. Простой встречный бой.  

Я выдвигаю пехоту и выстраиваю ее в одну линию. На правом фланге драгуны и кирасиры.

А на левом фланге легкие батальоны занимают пересеченную местность. Вдалеке видна вся масса французской кавалерии, сведенная в одну бригаду.

 Егеря и гренцы в совершенно шикарном элементе местности. Все пытаюсь узнать откуда они и кто их сделал, пока не получается. Очень хочу себе что-то подобное. 


 
 Общий вид после нескольких ходов. Французская кавалерия обходит, два французских батальона в центре и первые бои на дальнем фланге.

 
 
Французы приближаются. Два батальона в колонных выходят из леса и передовой попадает под перекрестный огонь егерей и двух пехотных. Несет потери, но рассеять его не получается.

 Да дальнем фланге австрийские батальоны понесли серьезные потери от ружейного огня, но смогли дойти до ближнего боя. Австрийская кавалерия совершила смелый обходной маневр, и пока драгуны сковывали два батальона, кирасиры поддержали атаку пехоты. В итоге два французских батальона в каре бессильно наблюдают за гибелью своих товарищей. Минус один французский батальон.
Увы, на следующий ход кирасиры пытаются продолжить атаку, но попадают под перекрестный огонь артиллерии и пехотных каре и все до единого гибнут в огневом мешке. Драгуны вынуждены отойти.

 В центре одна французская колонна остановлена ружейным огнем (с красным маркером Дизордера), а другая обращена в бегство в ближнем бою. На дальнем плане два баварских батальона. Они несколько ходов не могли перейти в атаку, упорно проваливая броски командования.

 Французская кавалерия достигла австрийских позиций. Гренцы свернулись в каре и ведут беспокоящий огонь. А вот союзные русские гусары не проявили себя никак, рассыпавшись в первом же столкновении. Французская легкая кавалерия ликует.

 Общий вид на левый фланг. Французская кавалерия кружит вокруг каре. Французские батальоны в центре рассеяны и австрийская линия готовится встретить баварцев.


Баварцы двумя колоннами обрушиваются на один батальон, но тот чудом выдерживает. На следующий ход австрийцы атакуют с фланга и берут баварцев в клещи.

И... тут уже великолепны баварцы. Два батальона, даже атакованные во фланг, выстояли. Ничья. Я проваливаю оба Брейк теста и два батальона бегут. Бежит и один баварский.

 Австрийская батарея ведет огонь по французской.

 А на левом фланге, после нескольких успешных ходов, продвижение французов застопорилось. Кавалерия крутилась вокруг гренцев и егерей, не в силах нанести им потери и проваливая броски командования. В итоге метким залпом егеря полностью рассеяли драгун, а гренцы довели второй легкоконный полк до состояния Shaken. 

 На дальнем фланге мой последний батальон едва держится, но французы потеряли больше половины бригады и вынуждены начать отступление.
 
 Больше половины потеряла и французская бригада в центре. Последний батальон, баварский, сошелся в клинче с австрийским.  Оба Главнокомандующих присоединились к этим двум подразделениям. Бой продолжался несколько ходов, но наконец австрийцы превозмогли. Бежала вторая французская бригада.

А вот и австрийские драгуны. Совершив маневр с одного фланга на другой, они атаковали французскую кавалерию, обидевшую русских гусар. 

Удар был страшен и не оставил французам никаких шансов. Теперь и третья французская, кавалерийская бригада потеряла больше половины. Полная и безоговорочная победа австрийцев, давшаяся им, впрочем, очень высокой ценой.
GG.

Немного о правилах. Так получилось, что слышал о Черном Порохе я много, видел, но сам не играл. И несмотря на очень правильный подход "варгейм с человеческим лицом", правила в целом мне не понравились. Есть несколько моментов, накорню убивающих интерес:
1. Командование. Да, сражение предполагает бардак и ошибки, но не настолько же! Собственно, до половины армии каждый ход простаивает и ничего не делает. Сражение предполагает долю рандома, но не настолько же. Сплошь и рядом ты не можешь ничего сделать бригадой несколько ходов подряд. Перебор.
2. Реализация и баланс построений очень неудачны. Рассыпанный батальон в перестрелке эффективнее построенного. Улучшенный сейв колонн позволяет выдержать совместный огонь трех построенных батальонов в течении нескольких ходов. Я в принципе не очень люблю батальонный уровень, но если уж его делать, то делать правильно. А тут на столе происходит что-то странное.
3. Каре. Кавалерия не может атаковать каре. Ну т.е. вот так, четыре полка кирасир, против них одинокое каре, и нет, у них не маленькие шансы, у них нет никаких шансов. Они просто не могут атаковать.
4. Дизордер. Странная штука. По сути вешается он случайно, зато может стать приговором. Кавалерия под обстрелом получает дизордер и несколько ходов стоит под огнем. Сделать ничего нельзя. Вообще.
5. Рандом. В случае того же дизордера. Надо просто кинуть одну шестерку и противник на следующий ход не может сделать ничего. Просто одну шестерку.
6. Модификаторы и цифры. Денис доказывал, что все просто и запоминается. Но мне все же кажется что цифр, модификаторов, табличек, доп. действий и т.п. много, за игру запомнить не получилось. 
Кстати, говорят, что в ПиШ (Pike&Shotte) многие мутные моменты подкорректировали и сделали более приятными.

4 комментария:

  1. Спасибо за репорт и впечатления.
    Я сам не играл в ЧП, но слыхал что он достаточно прост. Может просто мало одной игры и надо еще пару раз?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скажем так, он не настолько прост и понятен, как я ожидал.

      Удалить
  2. Было любопытно, особенно последняя часть с выводами. Данке 8)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Покритиковать это мы всегда пожалуйста )

      Удалить