суббота, 14 марта 2015 г.

Sam Mustafa's Blucher

Сегодня планировали большой игровой день по играм Мустафы, обучалку Морица и тест Блюхера, с большим количеством участников. Сережа (ака Умка) - редкого энтузиазма человек, уговорил нас попробовать правила еще раз. Увы, как частенько случается в нашем доблестном коммуните, все слились.

Днем пожарил стейк, дерябнул коньячку и задумался чем бы заняться. Других планов не было, поэтому захотелось опробовать Блюхера. А тут еще и Примус предложил сыграть завтра. Проще дома с рулбуком, чем в клубе разбираться.  В общем, расставился и правила потестил, немного мыслей вслух.


 Увы, дома игрового мата и террейна нет, давно хочу, но пока все силы уходят на покраску армий. Вот когда-нибудь... А пока доски - леса, посреди стола холмы, Салфеточная гряда. Вверху австрийцы (они атакуют), внизу французы. Красные точки - обжективы.
С каждой стороны 9 баз пехоты, 3 кавалерии и по 1 артиллерии. 



Сам Мустафа позиционирует масштаб как база=бригада и больше. При этом юниты стреляют до 2ДБ (длина базы), а на 1ДБ volley fire. У меня в мозгах из-за этого коротит, зато отлично подходит к база=батальон.

 Силы французов. Правый фланг состоит из батареи, шести баз пехоты и двух кавалерии. Слева за лесом еще три пехоты и одна кавалерия.

Активация сделана интересно. Соперник кидает 2 кубика (больше если больше войск на столе), но активному игроку не говорит сколько выпало. Ты ходишь, тратишь очки, но не знаешь, когда они закончатся.

Подвигать отдельную базу 2 очка, группу на 1ДБ друг от друга по 1 очку за базу. Ну или выставить на стол Главнокомандующего, он активирует все базы в 2ДБ и на этом ход заканчивается.

Просто, изящно, интересно - плюс Мустафе.

Австрийский центр активирован как раз появление Главнокомандующего, активированы все базы центра, после чего активация закончилась.  

В конце хода австрийцы кидают очки действия для французов. Сам от себя не спрячу, поэтому играл просто по очкам.

8 Очков хватило подвигать крайне правые базы (3 очка) и центр (3 очка).

Движение сделано очень остроумно. Если путь чист - поворачиваешь и идешь далеко по прямой. Если на пути сложная местность, вместо штрафов и т.п. ты просто используешь другой тип движения. Он в два раза короче, позволяет переместиться в любую сторону и в конце движения повернуть в любом направлении. По сути, этот второй тип движения включает и Перестроение, позволяя построить базы нужным образом, но недалеко.

Еще один плюс Мустафе.

 После движения можно пострелять всеми базами, которые не ходили. Кидаешь кубик за каждую единицу Жизни (Elan в оригинале). Артиллерия за каждую стрельбу теряет очко жизни, вроде как кончаются боеприпасы. Спорное решение.

Красный кубик - две раны, т.е. батарея постреляла уже два раза. Синие кубики - результат стрельбы. Два Шестерки - два попадания, у противника напротив появляется две раны.

У обычной пехоты изначально 6 Жизней. Столько кубиков кидается при стрельбе и в Ближнем бою. Потери, соответственно, ослабляют силу юнита. 

 Левый фланг французов наступает.

 Вид со стороны австрийского центра.

 Австрийская батарея в центре ведет огонь. Одно попадание.

Кавалерия правого фланга перестраивается для атаки на подходящую французскую пехоту. 

И, собственно, атакует! Лихие гусары врубаются во французские колонны.
Число кубиков равно оставшимся Жизням. Попадание на 4+. Для атакующих - это кол-во ран, для обороняющихся, соответственно, сейвы. На фотках белые кубы австрийские, синие французские. 4 и 10 кубиков атаки против 6 и 6 защиты.

Добавим к этому, что кавалерия атакует неподготовившуюся пехоту, поэтому сейвы пехоты перебрасываются.

 Ну и результат. У левой базы пехоты сейвов больше чем ударов, она победила, теряет 1 жизнь.  Проигравшая кавалерия теряет 1 жизнь за атаку и 1 за проигрыш, всего 2. У правой базы пехоты все плохо: 5 ударов и только 1 сейв. Минус 4 жизни. Атакующая кавалерия теряет 1 жизнь за сам факт атаки.

Боевка не очень изящная, но неплохая. Теряют и победители, и проигравшие. Крупно потерять может только обороняющийся, но не часто. В итоге как правило проходит несколько раундов и всегда есть возможность что-то исправить.

В целом неплохо.
 
 После такого конфуза я ставлю пехоту в состояние Готовность. Теперь уже кавалерия при атаке перебрасывает Раны. При движении состояние Готовности слетит. Ну и артиллерия получает бонус при стрельбе по пехоте в Готовности. В общем, вроде как каре. Однако, эти "каре" дают бонус и против пехоты. В итоге получается, что наличие кавалерии на фланге, с ее дистанцией атаки в 4ДБ, парализует всю пехоту на фланге: стоишь в Готовности и боишься шевельнуться.

Странная штука. Как мне кажется тут Мустафа что-то не додумал. Не очень понравилось.

 Австрийцы атакуют по центру. Французская артиллерия дала уже три залпа, потеряла половину Жизни, но нанесла минимальные потери.

 На левом фланге французская кавалерия добивает базу гренцеров.

Для победы достаточно уничтожить треть баз, это в правилах порог "слома морали". Некоторые генералы способны увеличить его до половины. На столе по 12 баз, надо уничтожить всего 4.

Контратака французской пехоты в центре. 

Результат боев в центре в пользу французов. Австрийцы потеряли одну базу. Попутно уничтожили артиллерией и одно из французских каре. 

Обе стороны тратят следующий ход переформирование в центре, выстраивая войска в параллельные линии через весь стол. На левом фланге французы заставляют кавалерию отступать. 
 
 Последний ход. Линии в центре обменялись огнем и австрийцы атаковали в ближнем бою. Увы, неудачно, потеряв еще несколько баз, австрийцы откатились назад.

  На дальнем фланге всю игру две базы французов перестреливались с двумя базами австрийцев. Перестрелка победителей так и не выявила. Французская кавалерия все время простояла в тылу, но когда бой в центре был выигран, выдвинулась вперед и атаковала, сходу добив потрепанную базу австрийской пехоты.

 Общее количество потерь. На самом деле, игра совсем не была в одну сторону, французы несли потери. Но сами наносили чуть больше и в течении последнего хода смогли разом добить много баз.

Баланс и ход игры мне понравился. Теряют и победители, и проигравшие. Приходится думать, рисковать или вводить новые силы. Но каждая лишняя рана не сказать что критична, поэтому вполне можно позволить себе рискнуть. В целом - хорошо. 

Итоговый результат. Австрийцы разбиты и отступают.

Несколько мыслей вслух:
1. Правила написаны отлично - подробно, на все вопросы ответ находится легко, все логично и доходчиво. Жирный плюс.
2. В правилах много вкусностей: подобие тумана войны (я не использовал), всяческие резервы, правила на кампанию и т.д. и т.п. Отлично.
3. В целом правила любопытные, много хороших идей, баланс есть, играть интересно.
4. Но вот когда начинаешь вникать в детали - появляется много вопросов. Масштаб, Готовность, роль кавалерии, баланс родов войск.
5. Что тут именно от наполеоники - еще бОльший вопрос. 

Завтра, если сложится, сыграем вместе с Примусом, покрутим, обсудим, обменяемся впечатлениями - напишу еще.

2 комментария:

  1. I've been interested in these rules. Have thoughts on 6mm armies at some point. I wonder if they would work well with them?

    ОтветитьУдалить
  2. Хороший материал! Возлагал на эти правила определённые надежды, но после твоего качественного обзора, что-то разочаровался в них, прям сразу по прочтению. Дмитрий, кратко и всё по существу -- очень годное изложение правил.

    ОтветитьУдалить